ГлавнаяРегистрацияВход Староминская МБУ ДО ДЮСШ "Юность" Вторник, 22.05.2018, 08:48
  Раздел 3 Приветствую Вас Гость | RSS

 
 

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

 

По тактической подготовке можно рекомендовать следующие основные положения тактики соревновательного происхождения дистанции:

-выполнение мощного, кратковременного, эффективного стартового спурта для расположения в группе лидеров, что обеспечивает гидродинамически более выгодную позицию (на гладкой поверхности воды лодка испытывает относительно меньшее гидродинамическое сопротивление, чем при волнении), спортсмен приобретает психологическое преимущество перед хуже стартовавшими соперниками, создаются благоприятные условия для дальнейшего ведения гонки;

-своевременный переход на экономичный дистанционный ход, при этом осуществляется контроль за расположением и поведением соперника, в пределах правил может использоваться волна, сохраняется резерв возможностей для эффективного финишного ускорения, которое, как правило, решает исход гонки;

- увеличение мощности гребка с постепенным нарастанием темпа, максимальный финишный темп должен удерживаться до пересечения створа и обеспечивается сохранением амплитуды и мощности гребка, в случае острой конкуренции на финише перед створом выполняется точно рассчитанное выталкивание лодки отбрасыванием туловища назад и выдвижение ног и таза вперед.

 

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

 

Теоретическая подготовка осуществляется на всех этапах спортивной подготовки, является необходимым элементом эффективного выполнения всех других разделов.

Основная направленность в учебных группах изменяется следующим образом:

- группы начальной подготовки – создание представлений о гребле как виде спорта;

- учебно-тренировочные группы – создание представлений о системе подготовки гребца и эффективной технике гребли.

В соответствии с общей направленностью в учебных группах изменяется тематика, вопросы и средства теоретической подготовки, рассматриваемые в темах.

 

Средства и методы теоретической подготовки.

 

Группы начальной подготовки. Основными методами теоретической подготовки являются: беседы, демонстрации простейших наглядных пособий, просмотр учебных фильмов и кинокольцовок.

Учебно-тренировочные группы. Используются изучение методической литературы по вопросам обучения и тренировки гребцов, разбор и анализ техники гребли и методов обучения и тренировки, просмотр кинограмм, кинокольцовок, лекции по вопросам обучения и тренировки.

 

3. Программный материал по теоретической подготовке

Тема 1. Состояние и развитие физической культуры и спорта в России

Группы начальной подготовки. История гребли в России. Состояние и развитие гребли в родной республике (области, городе, крае).

Учебно-тренировочные группы. Руководство гребным спортом в РФ.

Система проведения соревнований в РФ. География гребного спорта в РФ. Международная федерация гребли на байдарках и каноэ (ИФК).

 

Тема 2. Советские и Российские спортсмены в годы Великой Отечественной войны, на Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы.

Группы начальной подготовки. Подвиги советских спортсменов в годы войны. Выдающиеся советские и российские спортсмены в годы войны и после.

Учебно-тренировочные группы. Выход советских спортсменов на международную арену. Олимпийские игры, выдающиеся гребцы, принесшие славу отечественному спорту.

 

Тема3. Правила безопасности проведения занятий по гребле, оказание первой помощи при несчастных случаях на воде.

Группы начальной подготовки. Правила поведения в лодке, действия гребца в случае, если лодка перевернулась. Оказание помощи товарищу, перевернувшемуся в воде. Выбор места для занятий в зависимости от метеорологических условий и времени года. Вахтенный журнал, его ведение. Перечень спасательных средств при занятиях на воде и пользование ими. Ознакомление с инструкцией по оказанию первой помощи пострадавшим на воде. Местные особенности в правилах навигации. Влияние водных потоков от других судов на управляемость байдарки и каноэ.

Учебно-тренировочные группы. Правила плавания по судоходным путям РФ сигнализация на воде. Особенности навигационной обстановки в месте расположения базы и проведения тренировок. Организация и проведение однодневных и многодневных турпоходов. Правила безопасности при проведении занятий на воде в осеннее-зимне-весенний период. Изучение инструкции по оказанию первой помощи пострадавшим на воде: спасение тонущих, оказание первой помощи, приемы искусственного дыхания.

 

Тема4. Спортивный инвентарь, оборудование гребных баз.

Группы начальной подготовки. Общая характеристика водноспортивных баз и оборудования, правила внутреннего распорядка на водноспортивных базах и пользование спортивными судами. Правила хранения и эксплуатации спортивного инвентаря. Одежда и обувь гребца. Оборудование дистанции, старта, финиша, крытые гребные бассейны. Изготовление и устройство гребных судов, их основные части и назначение.

Учебно-тренировочные группы. Требования к строительству баз для гребного спорта. Правила рационального использования и эксплуатации спортивных баз, оборудования, инвентаря и их ремонт. Подготовка спортивного инвентаря к соревнованиям. Гребной тренажер, его использование для обучения технике и физической подготовки (развитие специальной силы, силовой и скоростной выносливости).

 

Тема 5. Единая всероссийская спортивная классификация. Правила организации и проведения соревнований по гребному спорту.

Группы начальной подготовки. Основные понятия спортивной классификации. Содержание требований спортивной классификации. Место соревнований в учебно-тренировочном процессе. Возрастные группы участников. Правила соревнований: номера вод, старт, финиш, понятие о стартовой и финишной зонах, прохождение дистанций, форма участников.

Учебно-тренировочные группы. Разрядные требования по гребле на байдарках на текущий период. Положение о соревнованиях, характер соревнований, участники и представители команд на соревнованиях. Распределение участников по заездам и водам. Нарушения правил: фальстарт, навал, лидирование. Взыскания за нарушения. Оформление мест соревнований, спасательная служба. Система розыгрыша предварительных и последующих заездов. Определение результатов соревнований. Порядок подачи протестов.

 

Тема 6. Краткие сведения о строении и функциях организма человека, влияние на него физических упражнений.

Учебно-тренировочные группы. Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Возрастные особенности детей и подростков. Спортивная тренировка как процесс совершенствования функций организма. Основные требования к дозировке тренировочной нагрузки в зависимости от возраста, пола, уровня физической подготовленности спортсмена. Рациональное сочетание работы и отдыха. Понятие об утомлении и восстановлении энергетических затрат в процессе занятий.

 

Тема 7. Спортивный режим, гигиена, закаливание

Для всех групп. Гигиена и ее задачи. Личная гигиена. Гигиенические требования к инвентарю и местам занятий, условия проведения занятий. Понятие об инфекционных заболеваниях и их распространение. Вред курения и употребления алкоголя и наркотиков. Закаливание. Режим и питание: общий режим для спортсменов, его содержание и значение. Гигиена питания. Качественный состав пищи. Калорийность питания и усвояемость пищи. Норма суточной калорийности и состав рациона при занятиях гребным спортом. Режим питания, значение режима питания и питьевого режима для спортсменов. Питание в период соревнования. Регулирование веса спортсмена.

 

Тема 8. Техника гребли и ее совершенствование

Группы начальной подготовки. Терминология в гребном спорте. Основные понятия о технике. Требования к выполнению основного и исходного положения, схемы гребка, вынос лодки и посадки в нее, сохранения равновесия, управления лодкой. Систематизация и классификация основных средств тренировки спортсменов на байдарках и каноэ 1-го и 2-го годов обучения.

Учебно-тренировочные группы. Основные данные в технике гребли. Использование массы тела для продвижения лодки. Зависимость техники и тактики от общей и специальной физической и волевой подготовки спортсмена. Силы, вливающие на продвижение лодки и их характеристика. Закономерности движения лодки, факторы, влияющие на равномерность хода лодки. Характеристика фаз гребка (техника выполнения, ошибки, пути и методы их устранения). Распределение и величина усилий в цикле гребка. Связь и взаимообусловленность движений гребца в циклах гребка. Особенности техники в соревнованиях (старт, финиш и т.д.) и в командных лодках. Разбор и анализ техники сильнейших гребцов мира. Техника гребли на волне лидирующей лодки. Темп гребли и дыхание.

 

Тема 9. Планирование спортивной тренировки. Методика развития двигательных качеств.

Группы начальной подготовки. Физические (двигательные) качества спортсмена. Классификация спортивных упражнений. Взаимосвязь общефизической и специально-физической подготовки при учебно-тренировочной работе с юными гребцами. Специально-физическая подготовка в лодке. Организация занятий. Варианты уроков по гребле на байдарках и каноэ. Значение разминки в зависимости от метеорологических условий и характера тренировки.

Учебно-тренировочные группы. Взаимосвязь воздействия физических нагрузок, восстановительный период после тренировок. Построение микроциклов, распределение величины и направленности нагрузки в них на разных этапах годичного цикла подготовки. Кумулятивный тренировочный эффект. Развитие специальной выносливости гребца, средства, критерии их эффективности.

 

Тема 10. Тактическая подготовка

Учебно-тренировочные группы. Создание представлений о тактике прохождения соревновательной дистанции, значимости старта, дистанционных ускорений и финиша. Ознакомление с основными факторами, обусловливающими необходимость ведения тактической борьбы на дистанции (гидродинамическими, физиологическими, психологическими).

 

Тема 11. Психологическая подготовка

Учебно-тренировочные группы. Основные методы развития волевых качеств. Значения, умения, навыки и их проявление. Влияние тренировки в различных (усложненных) условиях на воспитание волевых качеств. Роль соревновательного метода в развитии волевых качеств. Воспитание волевых качеств спортсмена в тесной связи с его технической и тактической подготовкой.

 

Тема 12.Контроль и самоконтроль тренировочного процесса

Учебно-тренировочные группы. Наблюдение за весом, сном, аппетитом, пульсом, дыханием, спирометрией. Правила оказания первой помощи при спортивных травмах. Профилактика простудных и инфекционных заболеваний. Показания и противопоказания к занятиям греблей на байдарках и каноэ. Понятие о спортивной форме, меры предупреждения перетренированности. Самоконтроль спортсмена и его значение. Правила самоконтроля. Объективные данные самоконтроля: вес, пульс, дыхание, артериальное давление, спирометрия, динамометрия, Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, настроение, отношение к занятиям, общее состояние. Ведение дневника самоконтроля.

 

Тема 13. Основные средства восстановления работоспособности

Группы спортивного совершенствования. Основные средства восстановления:

-педагогические;

-медико-биологические;

-психологические.

Время и дозировка в зависимости от интенсивности тренировочных нагрузок и индивидуальных особенностей. Краткие сведения о механизме физиологического влияния средств восстановления на организм, показаниях и противопоказаниях.

Тема 14. Ведение дневника тренировок, отчеты о тренировках

Учебно-тренировочные группы. Методика ведения спортивного дневника: учет содержания занятий, самочувствия, показателей режима тренировок. Оценка результата работы над техникой, тактикой, развитием качеств.

 

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

 

Воспитательная работа ставит своей целью формирование у занимающихся греблей активной жизненной позиции, чувства патриотизма и коллективизма, воспитания рациональной структуры поведения.

Процесс воспитательной работы включает в себя два важных аспекта: идейно-политический и нравственный.

Идейно-политический аспект воспитательной работы с гребцами ставит своей целью расширение политического кругозора занимающихся греблей, воспитание чувства патриотизма.

Нравственный аспект преследует цель формирования определенных норм поведения, эстетическое воспитание, воспитание привычки к труду, уважения к спортивным соперникам, корректность поведения в жизни и на соревнованиях.

Цели воспитательной работы реализуются путем проведения конкретных воспитательных мероприятий как в течение занятий, так и в свободное от занятий время.

В воспитательной работе можно выделить следующие основные формы работы:

1)информационно-познавательные: лекции, беседы, посещение музеев, исторических мест, туристические походы;

2)идейно-художественные: тематические вечера, встречи с интересными людьми, знаменитыми спортсменами, артистами. Обсуждение кинофильмов, книг, спектаклей;

3)практически-действенные: проведение традиционных соревнований, мемориалов, памятных матчевых встреч, судейство соревнований.

Успех в воспитательной работе с гребцами зависит от степени совпадения в деятельности тренера декларативного и действительного, т.е. от того, насколько поведение тренера совпадает с теми принципами, которые он декларирует в воспитательной работе. Если декларативные установки тренера расходятся с его поведением, эффективность воспитательной работы снижается. Одним из важнейших принципов обучения и воспитания является индивидуальный подход. Индивидуальный подход предполагает знание спортсмена, т.е. того особенного, неповторимого, что отличает его от всех других и включает природные и социальные, физические и психические, врожденные и приобретенные свойства.

Выбор и сочетание методов воспитания обусловливается общими и частными целями воспитания, особенностями личности спортсмена, к которому они применяются, коллектива, в котором он находится, конкретной ситуации.

Важной задачей в воспитании является формирование рациональной структуры поведения. Для этого используется в основном такие методы воспитательного воздействия, как разъяснение и убеждение. Первый метод применяется преимущественно в работе с социально-активными спортсменами, второй – с социально-инертными.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Этап начальной подготовки (группы начальной подготовки).

Цель: формирование психологической установки на тренировочную и соревновательную деятельность. На данном этапе главными методами психологической подготовки являются психолого-педагогические методы обучения, убеждения, педагогического внушения, методы моделирования через игру соревновательной ситуации. Психологическая подготовка осуществляется тренером.

Этап углубленной спортивной специализации (учебно-тренировочные группы).

Цель: закрепление установки на спортивную деятельность. Развитие свойств личности, обеспечивающих устойчивость к тренировочным и соревновательным нагрузкам.

На этом этапе главными методами также являются психолого-педагогические. Воздействие направлено на развитие свойств личности, являющихся доминирующими у спортсменов высокого класса: общая эмоциональная устойчивость, чувство соперничества, активность в преодолении препятствий, независимость, чувство ответственности и долга, устойчивость к физическому дискомфорту.

Формы воздействия могут быть различными – от создания соответствующих ситуаций в ходе тренировочного процесса до социальных бесед, проводимых тренером или приглашенным лицом, составленных заранее и направленных на развитие тех черт, которые слабо выражены у спортсменов. На этом этапе психологическая подготовка тесно связана с воспитательной работой и проводится тренером.

ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ПОДГОТОВКЕ ГРЕБЦОВ

Восстановительные мероприятия делятся на четыре группы средств: педагогические, психические, гигиенические и медико-биологические.

Педагогические средства являются основными, так как при рациональном построении тренировки остальные средства восстановления оказываются неэффективными.

Педагогические средства предусматривают оптимальное построение одного тренировочного занятия, способствующего стимуляции восстановительных процессов, и рациональное построение тренировок в микроцикле и на отдельных этапах тренировочного цикла.

Специальные психологические воздействия: обучение приемам психорегулирующей тренировки осуществляют квалифицированные психологи. Однако в спортивных школах возрастает роль тренера – преподавателя в управлении свободным временем учащихся, в снятии эмоционального напряжения ( эти факторы оказывают значительное влияние на характер и течение восстановительных процессов) и т.д.

Особо важное значение имеет определение психологической совместимости спортсменов.

Гигиенические средства восстановления детально разработаны. Это требования к режиму дня, труда, учебных занятий, отдыха, питания.

Необходимо обязательное соблюдение гигиенических требований к местам занятий, бытовым помещениям, инвентарю.

Медико-биологическая группа восстановительных средств включает в себя рациональное питание, витаминизацию, физические средства восстановления.

ИНСТРУКТОРСКАЯ И СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА

Выполнение общественных инструкторских и тренерских обязанностей, а также работу в качестве судьи соревнований рекомендуется начинать после 3-х лет занятий гребным спортом. В ДЮСШ и СДЮШОР практикуются следующие профили подготовки общественных инструкторов и тренеров: инструктор по виду спорта (байдарка, каноэ), инструктор по массово-оздоровительной работе. Все инструкторы и тренеры-общественники проходят теоретическую и практическую подготовку как в рамках учебно-тренировочного процесса, так и на соответствующих семинарах и курсах по установленным учебным планам.

При присвоении общественных инструкторско-тренерских званий предъявляются следующие требования:

-инструктор по виду спорта (байдарка или каноэ) имеет подготовку по избранному виду спорта не ниже III разряда и ведет работу в основном со спортсменами-новичками;

-тренер по виду спорта (байдарка или каноэ) имеет подготовку по избранному виду спорта не ниже 2 разряда и опыт общественной инструкторской работы по спорту не менее 3-х лет. Тренер по виду спорта ведет работу в основном со спортсменами-разрядниками;

-инструктор по массовой физкультурно-оздоровительной работе ведет работу в группах общей физической подготовки, в спортивно-оздоровительных лагерях, на учебно-тренировочных сборах и по месту жительства.

Судейская практика осуществляется после соответствующей теоретической и практической подготовки.

4.ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ.

 

Список литературы:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
  • Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 12.09.2013 № 730 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам».
  • Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 27.12.2013 №1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта».
  • Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 12.09.2013 №731 «Об утверждении порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта».

 

1.Гребля на байдарках и каноэ: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства. –М: Советский спорт, 2004г.

 

 
 
Вход на сайт

Поиск

Социальные сети

Друзья сайта
  • Администрация МО Староминский район
  • Министерство спорта Краснодарского края
  • Министерство образования Краснодарского края
  • ГБУ КК ЦРФССО
  • ГБУ КК ЦСП Гребного спорта
  • ГБУ Центр туризма и экскурсий КК
  • Управление образования МО Староминский район
  • Всероссийская федерация гребли на б\каноэ
  • Федерация волейбола Краснодарского края
  • РГ Степная новь
  • РГ Моя станица

  • Календарь
    «  Май 2018  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    28293031

    Обратная связь

     

    Copyright MyCorp © 2018
    Бесплатный хостинг uCoz