Порядок
проведения антикоррупционной экспертизы
локальных правовых актов и проектов локальных правовых актов
1. Общие положения
1. Антикоррупционная экспертиза локальных правовых актов и проектов локальных правовых актов проводится в соответствии с настоящим Порядком и согласно методике, определённой Правительством Российской Федерации от 26.02.2010 № 96.
2. Антикоррупционную экспертизу локальных правовых актов и их проектов в соответствии с настоящим Порядком проводит Комиссия по проведению антикоррупционной экспертизе локальных правовых актов и их проектов (далее - Комиссия).
3. Предметом антикоррупционной экспертизы являются локальные правовые акты и их проекты, а также иная документация, предусмотренная в настоящем пункте:
3.1. Приказы, распоряжения директора:
3.1.1. затрагивающие права и свободы человека и гражданина;
3.1.2. связанные с распределением бюджетных средств, предоставлением финансовой поддержки, списанием финансовых и материальных средств;
3.1.3. связанные с управлением (распоряжением) собственностью.
3.2. Документация, связанная с реализацией муниципального заказа (конкурсы и аукционы, запросы котировок на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг).
4. Антикоррупционная экспертиза не проводится в отношении отменённых или утративших силу локальных правовых актов.
5. Институты гражданского общества и граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу локальных правовых актов и их проектов.
6. В отношении локальных правовых актов и их проектов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, независимая антикоррупционная экспертиза не проводится.
2. Антикоррупционная экспертиза
1. Структурные подразделения МБУ ДО ДЮСШ (непосредственные исполнители), при разработке проектов локальных правовых актов обеспечивают:
1.1. проведение антикоррупционной экспертизы в соответствии с настоящим Порядком;
1.2. устранение выявленных коррупциогенных факторов.
2. В случае выявления Комиссией в проекте локального правового акта коррупциогенных (коррупционных) факторов, проект возвращается исполнителям в устном порядке для устранения выявленных коррупциогенных (коррупционных) факторов.
В случае несогласия исполнителя с выводами и рекомендациями Комиссии, Комиссия готовит заключение о выявлении коррупциогенных (коррупционных) факторов и направляет его директору школы.
Исполнитель, готовивший локальный правовой акт в течение двух рабочих дней со дня получения заключения, приводит локальный правовой акт в соответствие с действующим законодательством, либо отменяет его, о чём информирует директора школы.
3. Антикоррупционная экспертиза проекта проводится в течение пяти дней со дня поступления проекта в Комиссию.
4. Комиссия осуществляет экспертизу локальных правовых актов и их проектов:
4.1. по поручению директора школы;
4.2. по результатам рассмотрения обращений и предложений работников школы, родителейобучающихся и представителей общественности города.
1. Обеспечение доступа институтов гражданского общества, работникови родителей обучающихся к информации о правотворческой деятельности.
1. В целях обеспечения реализации прав институтов гражданского общества, организация и граждан, предусмотренных федеральным законодательством по вопросампроведения независимой антикоррупционной экспертизы, тексты локальных правовых актов, касающиеся деятельности школы, выполнения муниципального заказа, предоставления образовательных услуг, направляются директору школы для размещения на официальном сайте в разделе «Антикоррупционная деятельность».
2. Директор размещает направленные локальные правовые акты на официальном сайте не позднее следующего за днём поступления локального правового акта нормативного рабочего дня, с указанием почтового адреса и адреса электронной почты исполнителя.
Методика
проведения антикоррупционной экспертизылокальных правовых актов и их проектов
1. Общие положения
1. Настоящая Методика применяется для обеспечения проведения антикоррупционной экспертизы локальных правовых актов и проектов локальных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
2. Для целей настоящей Методики используются следующие понятия:
- антикоррупционная экспертиза – деятельность экспертов, инициаторов локального правового акта (проекта), направленная на выявление в тексте локального правого акта (проекта) коррупциогенных факторов, оценку норм на предмет предотвращения появления коррупциогенных факторов;
- инициатор локального правового акта – администрация в лице директора, осуществляющего согласование (визирование) локального правового акта (проекта) в установленном порядке;
- исполнитель – работник школы, которому инициатором проекта локального правового акта поручена подготовка (разработка) проекта локального правового акта, его согласование, а также – действующего локального правового акта на предмет осуществления антикоррупционной экспертизы;
- эксперт – работник, которому поручено проведение антикоррупционной экспертизы;
- коррупционный фактор – положение правового акта, способствующее проявлению коррупциогенности норм, а также – нормативно-правовая конструкция, которая сама по себе или во взаимосвязи с иными нормативными положениями может создавать возможность коррупционных действий;
- коррупционность норм – наличие в локальном правовом акте (проекте) одного или нескольких коррупциогенных факторов.
3. По результатам антикоррупционной экспертизы локального правового акта составляется отдельный акт, содержащий выводы о наличии либо об отсутствии коррупциогенных факторов.
2. Описание примерных коррупционных факторов
1. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключения из общих правил, являются:
1.1. Широта дискреционных полномочий – отсутствие или неопределённость сроков, условий или оснований для принятия решений.
1.2. Определение компетентности по формуле «вправе» - диспозитивное установление возможности совершения должностными лицами действий в отношении граждан и организаций.
1.3. Выборочное изменение объёма прав – возможность необоснованного установления исключения из общего порядка для граждан по усмотрению директора школы.
1.4. Принятие нормативного акта, находящегося за пределами компетенции руководителя.
1.5. Заполнение законодательных пробелов – установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условии отсутствия закона.
1.6. Отсутствие или не полнота административных процедур – отсутствие порядка совершения руководителем школы определённых действий либо одного из элементов такого порядка.
1.7. Отказ от конкурсных (аукционных) процедур – закрепление административного порядка предоставления права (блага).
2. Коррупционными факторами, содержащими неопределённые, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам являются:
2.1. Наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации
принадлежащего ему права – установление неопределённых, трудновыполнимых и обременительных требований.
2.2. Злоупотребление правом заявителя – отсутствие чёткой регламентации прав.
2.3. Юридико-лингвистическая неопределённость - употребление неустоявшихся
двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
3. Проведение антикоррупционной экспертизы
1. Антикоррупционная экспертиза локальных правовых актов и их проектов проводится на наличие в них коррупциогенных факторов. Исходя из:
1.1. приоритета прав и свобод человека и гражданина;
1.2. гласности и доступности информации о деятельности;
1.3. прозрачности принятия управленческих решений в условиях своевременнойинформированности работников школы и участии общественности при подготовке и принятии правовых актов;
1.4. объективности проведения антикоррупционной экспертизы.
2. При проведении антикоррупционной экспертизы эксперт:
2.1. опирается на знание практики правоприменения, использует положения науки, средства экспертного исследования (логика, сравнение, моделирование, юридико-технические приёмы);
2.2. выявляет коррупционные факторы, в том числе косвенно способствующие коррупциогенности норм локальных правовых актов и их проектов;
2.3. устанавливает, относится ли конкретная норма либо локальный правовой акт к коррупциогенным, насколько данный локальный правовой акт (проект) способствует коррупциогенному поведению либо не позволяет противодействовать коррупционной ситуации;
2.4. решает вопрос о привлечении лиц, обладающих специальными знаниями;
2.5. делает выводы о наличии коррупциогенности либо об её отсутствии, указываеткоррупционные факторы;
2.6. высказывает рекомендации по изменению либо исключению коррупционных факторов из анализируемого локального правового акта или его проекта.
3. При проведении антикоррупционной экспертизы локальных правовых актов и их проектов, эксперт должен обращать внимание на смысл нормы, последствия её принятия, а также учитывать общеправовые признаки, предъявляемые к локальному правовому акту (проекту) на предмет:
3.1. соответствия положениям законов Российской Федерации, Мурманской области, органов местного самоуправления;
3.2. возможности принятия администрацией» локальных правовых актов и норм, не отнесённых к её компетенции, если это не предусмотрено законодательством Российской Федерации, Мурманской области или органами местного самоуправления;
3.3. запрета включения в локальный правовой акт норм и положений, противоречащих нормам Конституции Российской Федерации, правовым актам Мурманской области и органов местного самоуправления;
3.4. употребления одного и того же термина в данном локальном правовом акте (проекте) в одном и том же значении;
3.5. обеспечения единства понятий и терминологии с понятиями и терминологией, используемых в федеральном и окружном законодательстве;
3.6. запрета принятия локального правового акта во исполнение отменённых федеральных, окружных законов либо фактически не действующих правовых актов в силу издания более поздних правовых актов, которым они противоречат;
3.7. отсутствия правовых оснований, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными и окружными законами, правовыми актами органов местного самоуправления являются необходимыми для издания локального правового акта.
4. В случаях, когда по результатам антикоррупционной экспертизы эксперт приходит к выводу о наличии формальных признаков коррупциогенности, которые не порождают коррупционности норм, то в Заключении эксперт должен изложить аргументы на предмет рекомендаций проведения дополнительной антикоррупционной экспертизы и привлечении лиц, обладающих специальными знаниями.
4. Оформление результатов антикоррупционной экспертизы
1. По результатам проведённой антикоррупционной экспертизы эксперт составляет мотивированное Заключение о выявлении коррупциогенности норм, с указанием выявленных коррупционных факторов либо об их отсутствии по установленной форме.
2. В случае проведения дополнительной антикоррупционной экспертизы, по её результатам в Заключении указываются выводы о возможности сохранения в локальном правовом актенорм, содержащих формальные признаки коррупциогенного характера либо выводы и рекомендации об исключении их из правового акта (его проекта).
3. При проведении антикоррупционной экспертизы локальных правовых актов или их проектов Заключение составляется в обязательном порядке.