| Общеподготовительные упражнения для включения в комплексы СФП на всех этапах подготовки баскетболиста (табл.6, 7, 9):
Упражнения для развития быстроты:
Повторный бег по дистанции от 30 до 100м со старта и сходу с максимальной скоростью. Бег по наклонной плоскости вниз. Бег за лидером. Бег с гандикапом с задачей догнать партнера. Выполнение общеразвивающих упражнений в максимальном темпе.
Упражнения для развития ловкости:
Разнонаправленные движения руками и ногами. Кувырки вперед, назад, перекаты в стороны с места, с разбега и с прыжка. Перевороты в стороны, вперед, назад через правое, левое плечо. Стойки на голове, руках и лопатках. Опорные прыжки через козла, коня в длину, ширину с подкидного мостика. Прыжки на батуте. Упражнения в равновесии на гимнастической скамейке, бревне. Жонглирование двумя, тремя теннисными мячами, предметами различной формы ,разного диаметра и веса. Метание мячей в подвижную и не подвижную цель.
Метание после кувырков, поворотов, вращений.
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств:
Прыжки в высоту через препятствия, планку, в длину с места, многократные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах. Перепрыгивание предметов скамеек, мячей, барьеров. Прыжки в глубину. Бег и прыжки по лестнице вверх и вниз. Бег по мелководью, по снегу, по песку, с отягощением с предельной интенсивностью. Игры с отягощениями. Эстафеты, комбинированные с бегом, прыжками, метанием.
Специально-подготовительные упражнения для включения в комплексы СФП на всех этапах подготовки (табл.6, 7, 9):
Упражнения для развития быстроты и скоростно-силовых качеств:
По сигналу рывки с места с максимальной скоростью на отрезках 5, 10, 15...30 м, с постоянным изменением исходных положений: стойка баскетболиста лицом, спиной, боком к стартовой линии, сидя, лежа на спине и на животе в различных положениях к стартовой линии; то же, но перемещение приставным шагом. Бег с остановками и с резким изменением направления. Челночный бег на 5,8,10м (с пробеганием за одну попытку 25-35 м). Челночный бег, отрезки пробегаются лицом, спиной вперед, правым, левым боком, приставными шагами. То же, с набивными мячами в руках: группы НП-1 - массой 1; группы НП-2 и НП-3 массой 2- 3 кг.; группы Т и ССМ – массой от 3 до 6кг. Бег с поясом-отягощением или куртке с весом (для групп Т и ССМ). Бег с изменением скорости и способа передвижения в зависимости от зрительного сигнала. Бег в колонну по одному с различными заданиями: ускорение, остановка, изменение направления и способа передвижения, поворот на 360 градусов прыжком вверх, имитация передачи и т.д. Бег с максимальной частотой шагов на месте, передвигаясь вперед. Бег за лидером без смены и со сменой направления зигзагом, лицом и спиной вперед, челночный бег, с поворотами. Бег на короткие отрезки с прыжком в конце, середине, начале дистанции. Бег за летящим мячом с заданием поймать его. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх (одиночные, сериями). Прыжки на одной ноге на месте и в движении без подтягивания и с подтягиванием бедра толчковой ноги. Прыжки в стороны (одиночные, сериями) на месте через «канавку», продвигаясь вперед, назад, с доставанием подвешенных предметов на разной высоте. Упражнения с набивными мячами (2-5 кг.), передачи различными способами одной и двумя руками с места и в прыжке (20-50 раз). Ходьба в полуприседе с набивными мячами (50-100 м).
Упражнения для развития качеств, необходимых для правильной техники выполнения броска по кольцу:
Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями с малыми гантелями и без гантелей. Отталкивание от стены ладонями и пальцами одновременно и попеременно правой, левой рукой. Передвижение в упоре на руках по кругу (вправо, влево), носки ног на месте. Передвижение на руках в упоре лежа, ноги за голеностопные суставы удерживает партнер. Из упора лежа «подпрыгнуть», одновременно толкаясь руками и ногами, сделать хлопок руками. Упражнение для кистей рук с гантелями, кистевыми эспандерами, теннисными мячами (сжимание и разжимание). Имитация броска с амортизатором (резиновым бинтом), гантелями. Поднимание и опускание, отведение и приведение рук с гантелями в положении лежа на спине, на скамейке. Метание мячей разного веса и объема на точность, дальность, быстроту броска по сигналу. Удары по летящему мячу (волейбольному, баскетбольному) в прыжке, с места, с разбега в стену, через волейбольную сетку, через веревочку на точность попадания в цель. Броски мяча из различных исходных положений на дальность и меткость (сидя, лежа на спине, лежа на животе). Броски мяча в прыжке с подкидного мостика, на точность попадания в мишени на полу, на стене, в ворота, в движущуюся мишень.
Упражнения для развития игровой ловкости:
Подбрасывание и ловля мяча в ходьбе и беге, после поворота, кувырков, падения. Ловля мяча после кувырка и бросок с попаданием в цель. Метание теннисного и баскетбольного мяча во внезапно появившуюся цель. Броски мяча в стену (батут) с последующей ловлей. Ловля мяча от стены (батута) после поворота, приседа, прыжка, смены положения - сидя на полу. Прыжки вперед и вверх с подкидного мостика, и выполнением различных действий с мячом и без мяча в фазе полета сохраняя вертикальное положение тела. Ведение мяча с ударами о скамейку; ведение с ударами в пол, передвигаясь по скамейке; ведение мяча, передвигаясь через препятствия, ведение с перепрыгиванием препятствий (скамейки). Ведение одновременно двух мячей правой и левой рукой. Ведение двух мячей одновременно со сменой рук. Ведение мяча с одновременным выбиванием мяча у партнера. Бег с различной частотой шагов, аритмичный бег по разметкам с точной постановкой ступни (наступая на линию, ставя стопу точно у линии). Эстафеты с прыжками, ловлей, передачей и бросками мяча. Перемещения партнеров в парах лицом друг к другу, сохраняя расстояние между ними 2-3 метра.
Упражнения для развития специальной выносливости:
Многократные повторения упражнений в беге, прыжках, технико-тактических упражнениях с различной интенсивностью и различной продолжительностью работы и отдыха. Игры учебные с удлиненным временем, с заданным темпом перехода от защиты к нападению и обратно. Круговая тренировка (скоростно-силовая, специальная).
Все упражнения включаются в учебно-тренировочные занятия и самостоятельную работу на всех этапах подготовки баскетболистов, на каждом последующем этапе только увеличивается их объём и интенсивность выполнения.
Таблица 8.
Классификация методов подготовки по направленности воздействия в рамках общей и специальной физической подготовки
Методы видов подготовки
|
Направленность нагрузки
|
Неспецифическая
|
Специфическая
|
Специфическая, неспецифическая
|
Общая и специальная физическая подготовка
|
Равномерный метод, переменный, повторный
|
Интервальный метод,целостного моделирования
|
Метод сопряжения, круговая тренировка
|
Таблица 9
Классификация средств подготовки баскетболиста
Средства
|
Избранный вид спорта
|
Техническая
|
Тактическая
|
Соревновательная
|
Общеподготовител ьные упражнения
|
Имитационные и подводящие упражнения, выполнение без помех
|
На ориентировку,поточ ные упражнения
|
Комплексные упражнения, подвижные игры.
|
Специальноподготовительные
|
Выполнение технического действия при варьировании условий
|
Индивидуальные, групповые
|
Игры с заданием, товарищеские спарринги с установкой
|
Тренировочные формы соревновательного упражнения
|
Выполнение приемов в усложненных условиях, приближенных к соревновательным
|
Тактические действия во время соревнований
|
Контрольные спарринги, 1х1; 2х2;
3х3; 4х4; 5х5, 3х2,
2х1, 2х3, 1х2
|
Соревновательные
|
Участие в соревнованиях, товарищеских матчах
|
Таблица 10
Классификация методов подготовки по направленности воздействият в баскетболе
Методы видов подготовки
|
Направленность нагрузки
|
|
Неспецифическая
|
Специфическая
|
Специфическая, неспецифическая
|
Избранный вид спорта
|
Техническая подготовка
|
Метод направленного прочувствования, варьирования, строго регламентированного
|
Метод лидирования,метод варьирования, не строго регламентированного
|
Метод ориентирования,срочной информации
|
Тактическая подготовка
|
|
Метод импровизации
|
Метод регламентирования, моделирования
|
Соревновательная
|
|
Метод сопряжения, игровой, оревновательный
|
|
3.4. Основы техники и тактики
- овладение основами техники и тактики баскетбола
- приобретение соревновательного опыта путем участия в спортивных
соревнованиях
- развитие специальных психологических качеств;
- обучение способам повышения плотности технико-тактических действий в обусловленных интервалах игры
- освоение соответствующих возрасту, полу и уровню подготовленности занимающихся, тренировочных и соревновательных нагрузок;
- выполнение требований, норм и условий их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по баскетболу;
- освоение с инструкторской и судейской практикой;
- освоение средств и методов медико-восстановительных мероприятий.
Реализуется через:
1). Групповые и индивидуальные учебно-тренировочные занятия.
Необходимым условием учебно-тренировочных занятий с юными баскетболистами является использование спортивного инвентаря и оборудования (в том числе мячей, баскетбольных ферм и т.д.), отвечающего их возрасту и физическому развитию. Это позволяет вести совершенствование приёмов и действий с первых шагов обучения, в режиме, близком к соревновательному
(табл.12-14).
3.5.Учебно-тренировочные сборы
Учебно-тренировочный сборы длятся минимум один от 14 до 21 дня, без учета проезда к месту проведения тренировочных сборов и обратно. Для обеспечения круглогодичной спортивной подготовки, подготовки к спортивным соревнованиям и активного отдыха (восстановления) лиц, проходящих спортивную подготовку, организуются тренировочные сборы, являющиеся составной частью (продолжением) тренировочного процесса в соответствии с перечнем тренировочных сборов. Для эффективности УТС, тренерам-преподавателям ДЮСШ рекомендовано проводить их за пределами города (загородные, зарубежные детские лагеря, походы и т.п.).
3.6. Восстановительные мероприятия
Восстановление спортивной работоспособности и нормального функционирования организма после тренировочных и соревновательных нагрузок - неотъемлемая составная часть системы подготовки и высококвалифицированных, и юных спортсменов. Выбор средств восстановления определяется возрастом, квалификацией, индивидуальными особенностями спортсменов, этапом подготовки, задачами тренировочного процесса, характером и особенностями построения тренировочных нагрузок. Основной путь оптимизации восстановительных процессов на этих этапах подготовки - рациональная тренировка и режим юных спортсменов, предусматривающие интервалы отдыха, достаточные для естественного протекания восстановительных процессов, полноценное питание.
Освоению тренировочных нагрузок способствуют специальные восстановительные мероприятия: педагогические, психологические, гигиенические и медико-биологические. Педагогические - предусматривают оптимальное построение одного тренировочного занятия, способствующего стимуляции восстановительных процессов, рациональное построение тренировок в микроцикле и на отдельных этапах тренировочного цикла. Психологические – обучение приемам психорегулирующей тренировки, обучение в управлении свободным временем учащихся, в снятии эмоционального напряжения и т.д.: психолого-педагогические (оптимальный моральный климат в группе, положительные эмоции, комфортные условия быта, интересный, разнообразный отдых и др.); психогигиенические (регуляция и саморегуляция психических состояний путем удлинения сна, внушенного снаотдыха, психорегулирующая и аутогенная тренировки, цветовые и музыкальные воздействия, специальные приемы мышечной релаксации и др.).Гигиенические - средства восстановления это требования к режиму дня, труда, учебных занятий, отдыха, питания. Обязательное соблюдение гигиенических требований к местам занятий, бытовым помещениям, инвентарю. Медико-биологические средства включают в себя рациональное питание, витаминизацию, физические средства восстановления.
Из дополнительных средств восстановления применение водные процедуры гигиенического и закаливающего характера, фармакологические средства восстановления и витамины с учетом сезонных изменений релаксационные и дыхательные упражнения, спортивный массаж.
3.7. Медицинский контроль.
Контроль над состоянием здоровья спортсмена осуществляется медицинской сестрой ДЮСШ.. Обучающиеся групп Т и СС в ГБУЗ "Врачебно-физкультурный диспансер" проходят углубленное медицинское обследование 2 раза в год. Углубленное медицинское обследование включает: анамнез; врачебное освидетельствование для определения уровня физического развития и биологического созревания; электрокардиографическое исследование; клинический анализ крови и мочи; обследование у врачей-специалистов (хирурга, невропатолога, окулиста, отоларинголога, дерматолога, стоматолога).
В случае необходимости, по медицинским показаниям, организуется дополнительная консультация у других специалистов.
3.8. Инструкторская и судейская практика.
В течение всего периода обучения тренер готовит себе помощников, привлекая к организации занятий и проведению соревнований. Инструкторская и судейская практика приобретается на занятиях и вне занятий. Все занимающиеся должны освоить некоторые навыки учебной работы и навыки судейства соревнований.
По учебной работе следующие навыки и умения:
Построить группу и подать основные команды на месте и в движении.
Составить конспект и провести разминку в группе.
Определить и исправить ошибки в выполнении приемов у партнёра по команде.
Составить конспект учебно-тренировочного занятия и провести его со своей командой или в более младшей группе помощником тренера-преподавателя.
Провести подготовку команды своей или младшей по возрасту группы к соревнованиям.
Руководить командой на соревнованиях.
Навыки судейства:
Составить положение о проведении соревнования по баскетболу. Вести протоколы игр (по баскетболу, мини-баскетболу); Участвовать в судействе учебных игр совместно с тренером.
Провести судейство учебных игр в поле (самостоятельно).
Участвовать в судействе официальных соревнований в роли судьи в поле и в составе секретариата.
На этапе углубленной специализации проводится специальный семинар по подготовке судей. Участники семинара сдают экзамен по теории и практике, который оформляется протоколом.
Необходимые знания:
Спортивные соревнования, их планирование, организация и проведение. Положение о проведении соревнований по баскетболу на первенства города, области, России. Правила соревнований по баскетболу. Судейская бригада: главный судья соревнований, судьи в поле, секретарь, хронометрист. Их роль в организации и проведении соревнований. Судейство игр, жесты судей, фолы, площадка, разметка, игровая форма, система проведения игр. Основные положения правил игры по мини-баскетболу, правил по баскетболу, официальных правил FIBA.
3.9. Участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях (табл.9).
Соревновательная деятельность - одно из главных направлений спортивной подготовки баскетболиста, являясь комплексным показателем всей работы спортсмена и его тренера-преподавателя. Поэтому этому виду деятельности отводиться достаточно много времени и процентного соотношения в общей системе подготовки (табл.11)
3.10. Самостоятельная работа обучающихся, работа по индивидуальным планам.
Задачи самостоятельной работы:
1) формирование и развитие творческих и спортивных способностей детей;
|