6. ТЕХНИКА ИГРЫ
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Спортивную технику следует рассматривать как систему элементов движения,
направленную на решение двигательной задачи. Эффективная техника, отличаясь
высокой координированностью, устойчивостью и экономичностью, позволяет спортсмену достигнуть наивысших результатов на соревнованиях. Наиболее существенными при анализе техники являются понятия о структурности, стабильности и вариативности движений.
Структурный подход к изучению техники предполагает рассмотрение ее кинематической, динамической, ритмической, анатомической, фазовой и других структур.
Кинематическая структура характеризует взаимодействие движений в пространстве и времени и выражается в траекториях, темпе, скоростях и ускорениях. Для ее изучения применяются все виды киносъемки с последующей обработкой пленки и выполнением расчетов. Благодаря этому можно рассчитывать длительность различных фаз движения, скорости и ускорения частей тела в пространстве, скорость полета мяча и т. д.
Динамическая структура раскрывает взаимодействие частей тела друг с другом и с внешними силами (проявление активных и реактивных сил, взаимодействие с опорой и мячом) и выражается в определении массы, силы и направления их действия. Анализ динамической структуры осуществляется посредством различных динамографических, механографических и тензометрических устройств, позволяющих получить объективные данные регистрации усилий при отталкивании волейболистов от опоры, силы ударов по мячу и т. д.
Ритмическая структура отражает своеобразное сочетание временных и пространственных характеристик движения и показывает порядок выполнения отдельных фаз. Особый интерес представляет ритмическая структура разбега волейболиста при блокировании и нападающем ударе. Анатомическая структура определяет взаимодействие костно-связочного и мышечного аппарата, режим работы мышц и координацию мышечных сокращений. Фазовая структура рассматривает своеобразие и последовательность отдельных фаз движения. Понятие о ней было введено в теорию волейбола сравнительно недавно.
Анализ техники по отдельным фазам движения позволяет углубленнее понять кинематические и динамические характеристики движений, определить вариативность и стабильность отдельных фаз технического приема.
В технике волейбола различают: исходное положение и три фазы — подготовительную, основную и заключительную. Такое деление является логически
оправданным.
Расчленение технического приема на фазы осуществляется на основании своеобразия структуры отдельных движений в целостном двигательном акте. Кроме того, некоторые фазы могут быть разделены на микрофазы. Вариативность и стабильность различных элементов системы движений имеет чрезвычайно важное значение для успешного выполнения техники волейбола. Как показывают исследования, вариативность спортивной техники связана преимущественно с подготовительными действиями и обусловлена постоянно и неожиданно меняющимися условиями игровой обстановки.
Стабильность выполнения техники является необходимым условием для качественного выполнения приема и определяется надежностью и помехоустойчивостью движений в основной рабочей фазе. В связи с этим в настоящее время считается нецелесообразным формировать динамические стереотипы целостных двигательных актов в единоборствах и спортивных играх, так как они могут не найти своего применения в быстро меняющихся условиях состязания.
Использование многоструктурного анализа при описании спортивной техники, знание вариативности и стабильности отдельных ее параметров позволяют получить более точную и подробную информацию о двигательном действии, что в свою очередь положительно отражается на процессе овладения основами техники. Техника волейбола состоит из стоек игрока, передвижений по площадке, передач мяча, нападающих ударов, блокирования и подач. Техника волейбола является основным средством тактики. По мере совершенствования волейболистов в технике появляется возможность для постепенного перехода в игре ко все более сложным индивидуальным тактическим действиям, тактическим комбинациям и системам игры и, напротив, недостаточная техническая подготовленность ограничивает тактические возможности волейболистов.
6.1 Стойки игрока
Стойкой в волейболе называется положение игрока, удобное для осуществления перемещений по площадке и выхода в исходное положение для выполнения технического приема.
В зависимости от предстоящих игровых действий волейболист занимает специфическую стойку, рациональную именно для определенного вида действия. Например, стойка, предшествующая нападающему удару значительно отличается от стойки, применяемой при выборе места для приема мяча от нападающего удара. А стойка игрока, готовящегося к блокированию, отлична от стойки волейболиста, ожидающего мяч от удара или подачи противника.
Стойка характеризуется динамичностью и подвижностью опорно-двигательного
аппарата игрока, что достигается в результате переноса веса на переднюю часть стопы, сгибания ног в суставах и незначительного наклона туловища вперед. При этом предплечья согнутых в локтевых суставах рук находятся на уровне пояса. Внимание игрока сосредоточено на мяче, действиях своих партнеров и игроков команды противника. Находясь в игровой стойке, волейболист иногда незначительно перемещается из стороны в сторону или переносит вес тела с одной ноги на другую. Это способствует более быстрому включению мышечного аппарата в работу при передвижении спортсмена по площадке.
Высота стойки определяется степенью сгибания ног в коленных суставах. В зависимости от угла сгибания ног различаются высокая, средняя и низкая стойки. Кроме того, существует еще много стоек, которые можно приближенно отнести к той или иной разновидности.
6.2 Перемещения
Перемещения в игре применяются при выборе места для атакующих и защитных действий. Перемещения волейболиста бывают самые различные. Иногда они должны быть предельно быстрыми и завершаться или мгновенной остановкой для приема мяча от удара, или падением, или перекатом, иногда — оптимально ускоренными для выполнения нападающего удара.
Особенности перемещений обусловлены характером выполнения предстоящих действий. Однако все виды перемещений объединяет плавность и «мягкость» их выполнения, что достигается благодаря неполному выпрямлению ног в коленных суставах и отсутствию маховых движений руками.
В волейболе существует два способа перемещения (приставным и обычным шагом) Перемещение к мячу, летящему в стороне от игрока, осуществляется
приставным шагом.
6.3. Исходные положения
Исходным положением называется поза игрока, удобная для выполнения технического приема. Исходное положение волейболист принимает после передвижения к мячу или сразу же из игровой стойки. Отличительной чертой исходного положения является подготовка опорно-двигательного аппарата спортсмена к выполнению конкретного технического приема.
Исходное положение предшествует подготовительной фазе технического приема и применяется перед верхними и нижними передачами, перед блокированием и нападающим ударом (рис. 21).
Исходные положения характеризуются некоторой статичностью позы игрока. При этом ноги в большей или меньшей степени сгибаются в коленных и голеностопных суставах, руки подготавливаются к приему мяча или другим движениям, необходимым для выполнения технического приема. Мышцы туловища и рук волейболиста расслаблены, взгляд сконцентрирован на мяче. Время, в течение которого игрок находится в исходном положении, исчисляется десятыми долями секунды.
6.4 Прием и передача мяча
Прием и передача мяча являются основными средствами ведения игры. С их
помощью осуществляется подготовка и проведение оборонительных и атакующих
действий.
Техника выполнения различных приемов и передач имеет значительные отличия, которые обусловлены их тактическим назначением в игре, а также скоростью и направлением траектории полета мяча. Так, при высокой встречной скорости полета мяча вследствие технической сложности основным назначением способа будет не передача, а прием мяча. И, напротив, при незначительной скорости полета мяча и несложной его траектории, направленной прямо на игрока, назначением технического способа будет прием мяча с последующей точной передачей партнеру.
7. ТАКТИКА ИГРЫ
7.1 Основы тактики
Под тактикой игры следует понимать целесообразные, согласованные действия
игроков команды, направленные на достижение победы на соревнованиях. Тактика состоит из средств и способов ведения игры, которые рассматриваются в тесной связи с конкретными задачами, возникающими в процессе соревнований.
Одной из главных задач тактической подготовки является моделирование в тренировочном процессе соревнований с предстоящим противником с учетом его сильных и слабых сторон и распределением обязанностей в своей и команде соперника таким образом, как это может произойти в самой игре.
Важное место в тактике занимают индивидуальные и командные тактические действия. Первые связаны с предугадыванием игровой обстановки, выбором места на площадке и выполнением спортивной техники. Вторые связаны с применением тактических комбинаций и систем игры.
Средства тактики объединяют все действия игрока без мяча (предугадывание действий противника, перемещения по площадке, выбор места, активное ведение игры, волевые проявления), все технические приемы и их разновидности.
В процессе соревнований игрок в зависимости от игровой обстановки может применять одну из разновидностей каждого технического приема и достигать при этом различных результатов. Поэтому эффективность тактических средств ведения игры рассматривают во взаимосвязи с конкретными действиями противника. Для этой цели изучаются наиболее эффективные тактические средства нападения против сильной обороны противника, а также средства активной защиты против мощного нападения.
Тактическими способами ведения игры называются согласованные и целенаправленные действия нескольких игроков (тактические комбинации) или всей команды (системы игры). Каждая система игры характеризуется определенным распределением обязанностей игроков команды и их расстановкой на площадке. В психологическом плане тактическое действие представляет собой сложный комплекс идеомоторных процессов, протекающих последовательно и одномоментно.
Тактическое действие условно принято разделять на три фазы: восприятие и анализ соревновательной ситуации, мысленное решение тактической задачи и осуществление тактической задачи в движении. Быстрое восприятие соревновательной ситуации и ее анализ имеют важное значение для всех последующих фаз. Неточное или несвоевременное восприятие является причиной ошибочных решений и неправильных тактических действий.
Качество восприятия зависит прежде всего от совершенства объема и глубины зрения. Не менее важное значение при этом имеют: точность зрительно-моторных оценок, уровень тактического мастерства, тактический опыт, быстрота протекания мыслительных процессов, сосредоточенность и «настройка» спортсмена.
Восприятие соревновательной ситуации является лишь частью первой фазы тактического действия. Спортсмен должен целеустремленно воспринимать детали общей тактической ситуации. Это необходимо для дальнейшего анализа и оценки ее особенностей в процессе мысленного решения тактической задачи.
Во второй фазе — мысленном решении тактической задачи — мозг спортсмена на основе сопоставления поступающей информации с имеющимся тактическим опытом посылает соответствующие сигналы-команды аппарату исполнения, который и осуществляет решение двигательной задачи. В этой фазе очень важное значение имеет автоматизированный поиск решения тактической задачи, что и обусловливает необходимые параметры движения — скорость, направление, амплитуду и распределение усилий.
Совершенствование «тактического мышления» осуществляется, главным образом, с помощью специальных соревновательных упражнений и самих состязаний.
В третьей фазе — осуществлении тактической задачи в движении — суммируется результат двух предшествующих фаз. Это действие представляет собой комплексную деятельность, включающую интеллектуальные и физические способности человека, так как здесь складываются итоги восприятия и анализа соревновательной ситуации с мысленным решением тактической задачи. После того как положительный результат осуществления тактической задачи передается путем обратной связи в мозг спортсмена, в будущем в аналогичной ситуации он изберет тот же путь решения задачи. При отрицательном результате анализируются причины неудачи и в дальнейшем вносятся необходимые коррекции в мысленное и двигательное решение тактической задачи. Таким образом осуществляется совершенствование тактических способностей в спортивной деятельности, которая практически проявляется в средствах и способах действий спортсменов.
7.2. Средства тактики
Средства тактики, как говорилось выше, включают в себя индивидуальные тактические действия без мяча (предугадывание игровых ситуаций, перемещение по площадке, выбор места, активность действий и др.) и с мячом (передачи мяча, нападающие удары, блокирование, подачи).
Индивидуальные тактические действия без мяча Предугадывание игровых ситуаций. Эффективность применения технических приемов в игровой обстановке связана не только с формированием совершенных навыков и умений. Успешное применение техники зависит от способности игрока к своевременным и точным предварительным действиям, которые известны в практике волейбола как «выбор места», от умения перехватывать мяч при блокировании и производить нападающий или обманный удар по незащищенному месту площадки противника.
В основе таких сложных двигательных действий лежит способность мозга человека к управлению движениями. С точки зрения психофизиологии проявление опережающих, предварительных действий связывается не только с сенсорно-моторным актом, развивающимся с момента появления раздражителя, но и с деятельностью мозга до его возникновения. При этом мозг является центральным звеном управления всеми периферическими эффекторами и устройством, которое воспринимает непрерывно поступающую информацию об изменениях, происходящих в окружающей среде, перерабатывает эту информацию и посылает к рабочим органам соответствующие импульсы, посредством которых и осуществляются заранее необходимые двигательные действия. Поэтому можно считать, что целенаправленные тактические действия волейболиста являются предвиденными реакциями на предвиденные раздражители.
В частности, предварительный выход к мячу, его перехват при блокировании или точный выбор места становятся возможными в результате восприятия и переработки срочной информации, поступающей как от внешних раздражителей, так и из определенных отделов памяти, где эта информация накапливается в процессе игровой тактической деятельности.
В практике волейбола нередки такие ситуации, когда самые быстрые ответные действия игроков бывают недостаточными для выполнения необходимых по скорости передвижений, так как скорость полета мяча во много раз превышает скорость передвижения человека.
В таких игровых ситуациях на помощь участникам состязаний приходит умение
предугадывать действия игроков противоположной команды и заранее выходить на нужную позицию. Это предвидение, казалось бы, неожиданно складывающейся игровой обстановки обусловлено физиологическими свойствами мозга человека. В результате постоянного наблюдения и оценки наблюдаемых явлений возникает возможность по особенностям движений игроков противоположной команды определять их последующие действия. В конечном счете это осуществляется в результате запоминания различных игровых ситуаций, которые ассоциируют с новыми впечатлениями, полученными в конкретной игровой обстановке.
Таким образом, если мы говорим о возможности развития физических качеств в
процессе тренировки, то несомненен и тот факт, что можно воспитывать у игроков и
тактическое умение предугадывать игровые ситуации и действия волейболистов соперничающей команды.
Перемещения по площадке и выбор места. Перемещения волейболиста по площадке осуществляются: 1) для выбора места при приеме мяча от нападающего или обманного удара; 2) для выбора места при блокировании; 3) для выполнения нападающих ударов и отвлекающих ложных проходов к сетке (имитирующих разбег для нападающего удара); 4) для выбора места в момент приема мяча с подачи; 5) для приема мяча, отскочившего в сторону (от рук блокирующих игроков своей команды или волейболистов, принимающих мяч с подачи и нападающего удара); 6) для выхода разыгрывающего игрока задней линии к сетке.
Все виды перемещений носят специфический характер и отличаются друг от друга по двигательной структуре (длительность опорных и полетных фаз, степень сгибания ног в суставах, положение туловища и рук, скорость и ускорение перемещения ОЦТ в пространстве).
Перемещение по площадке и выбор места при игре в защите. С помощью метода синхронной киносъемки было установлено, что действия волейболиста на площадке, находящегося в зоне, не «закрытой» блоком, которые предшествуют выбору места для приема мяча от нападающего удара, обусловлены действиями игроков атакующей команды и протекают следующим образом.
Волейболист, находящийся в игровой стойке, располагается в дальней части своей зоны и ведет наблюдение за развертыванием атаки на противоположной стороне площадки. Затем в результате оценки игровой ситуации он перемещается по площадке, не прекращая вести наблюдение за особенностями ведения атаки. И, наконец, он выбирает место, принимая исходное положение для приема мяча от нападающего удара в соответствии с траекторией и скоростью полета мяча.
На основании хронограммы синхронной съемки, фиксирующей временные параметры движения игрока, выбирающего место.
Все виды перемещений, игровые стойки и исходные положения волейболиста описываются в разделе «Техника игры». В данном разделе дается только техника перемещений, связанная с осуществлением тактических действий при игре в защите.
8. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Физическая культура и спорт в России
Понятие «физическая культура». Физическая культура как составная часть общей культуры. Значение ее для укрепления здоровья, физического развития граждан России в их подготовке к труду и защите Родины. Роль физической культуры в воспитании молодежи. Основные сведения о спортивной квалификации. Спортивные разряды и звания. Порядок присвоения спортивных разрядов и званий. Юношеские разряды по баскетболу.
Состояние и развитие баскетбола в России
История развития баскетбола в мире и в нашей стране. Достижения баскетболистов России на мировой арене. Количество занимающихся в России и в мире. Спортивные сооружения для занятий баскетболом и их состояние. Итоги и анализ выступлений сборных национальных, молодежных и юниорских команд баскетболистов на соревнованиях.
Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена
- роль социальных начал в мотивации спортивной деятельности. Спортивно- этическое воспитание. Психологическая подготовка в процессе спортивной тренировки. Формирование в процессе занятий спортом нравственных понятий, оценок, суждений. Воспитание чувства ответственности перед коллективом. Общая и специальная психологическая подготовка. Инициативность, самостоятельность и творческое отношение к занятиям. Регуляция уровня эмоционального возбуждения. Основные приемы создания готовности к конкретному соревнованию. Идеомоторные, аутогенные и подобные им методы.
Гигиенические требования к занимающимся спортом
Понятие о гигиене и санитарии. Общие представления об основных системах энергообеспечения человека. Дыхание. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Жизненная емкость легких. Потребление кислорода. Функции пищеварительного аппарата. Особенности пищеварения при мышечной работе. Понятие о рациональном питании и общем расходе энергии. Гигиенические требования к питанию спортсменов. Питательные смеси. Значение витаминов и минеральных солей, их нормы. Режим питания, регулирование веса спортсмена. Пищевые отравления и их профилактика. Гигиеническое значение кожи. Уход за телом, полостью рта и зубами. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Правильный режим дня для спортсмена. Значение сна, утренней гимнастики в режиме юного спортсмена. Режим дня во время соревнований. Рациональное чередование различных видов деятельности. Вредные привычки - курение, употребление спиртных напитков. Профилактика вредных привычек.
Влияние физических упражнений на организм спортсмена
Понятия об утомлении и переутомлении. Причины утомления. Субъективные и объективные признаки утомления. Переутомление. Перенапряжение. Восстановительные мероприятия в спорте. Проведение восстановительных мероприятий в спорте. Проведение восстановительных мероприятий после напряженных тренировочных нагрузок. Критерии готовности к повторной работе. Активный отдых. Самомассаж. Спортивный массаж. Баня. Основные приемы и виды спортивного массажа.
Профилактика заболеваемости и травматизма в спорте
Простудные заболевания у спортсменов. Причины и профилактика. Закаливание организма спортсмена. Виды закаливания. Общее понятие об инфекционных заболеваниях, источники инфекции и пути их распространения. Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом. Пути распространения инфекционных заболеваний. Меры личной и общественной профилактики. Патологические состояния в спорте: перенапряжение сердца, заболевание органов дыхания, острый болевой печеночный синдром. Травматизм в процессе занятий баскетболом; оказание первой помощи при несчастных случаях. Доврачебная помощь пострадавшему, приемы искусственного дыхания, транспортировка пострадавшего. Профилактика спортивного травматизма. Временные ограничения и противопоказания к тренировочным занятиям и соревнованиям.
Общая характеристика спортивной подготовки
Понятие о процессе спортивной подготовки. Взаимосвязь соревнований, тренировки и восстановления. Формы организации спортивной тренировки. Характерные особенности периодов спортивной тренировки. Единство общей и специальной подготовки. Понятие о тренировочной нагрузке. Основные средства спортивной тренировки. Методы спортивной тренировки. Значение тренировочных и контрольных игр. Специализация и индивидуализация в спортивной тренировке. Использование технических средств и тренажерных устройств. Общая характеристика спортивной тренировки юных спортсменов. Особенности спортивной тренировки юных спортсменов: многолетний прирост спортивных достижений, ограничение тренировочных и соревновательных нагрузок, значение общей физической подготовки. Самостоятельные занятия: утренняя гимнастика, индивидуальные занятия по совершенствованию физических качеств и техники движений.
Планирование и контроль спортивной подготовки
Сущность и назначение планирования, его виды. Составление индивидуальных планов подготовки. Контроль уровня подготовленности. Нормативы по видам подготовки. Результаты специальных контрольных нормативов. Учет в процессе спортивной тренировки. Индивидуальные показатели уровня подготовленности по годам обучения. Основные понятия о врачебном контроле. Систематический врачебный контроль за юными спортсменами как основа достижений в спорте. Измерение и тестирование в процессе тренировки и в период восстановления. Частота пульса, дыхания, глубина дыхания, тонус мускулатуры. Степ-тест. Уровень физического развития баскетболистов. Артериальное давление. Самоконтроль в процессе занятий спортом. Дневник самоконтроля. Его формы, содержание, основные разделы и формы записи. Показатели развития. Пульсовая кривая.
Физические способности и физическая подготовка
Физические качества. Виды силовых способностей: собственно силовые, скоростно- силовые. Строение и функции мышц. Изменение в строении и функциях мышц под влиянием занятий спортом. Методика воспитания силовых способностей. Понятие быстроты, формы ее проявления. Методы воспитания быстроты движений. Воспитание быстроты простой и сложной двигательной реакции, облегчение внешних условий, лидирование, использование эффекта варьирования отягощениями. Гибкость и ее развитие. Понятие о ловкости как комплексной способности к освоению техники движений. Виды проявления ловкости. Методика воспитания ловкости. Понятие выносливости. Виды и показатели выносливости. Методика совершенствования выносливости в процессе многолетней подготовки.
Основы техники игры и техническая подготовка
Основные сведения о технике игры, о ее значении для роста спортивного мастерства. Средства и методы технической подготовки. Классификация приемов техники игры. Анализ техники изучаемых приемов игры. Методические приемы и средства обучения технике игры. О соединении технической и физической подготовки. Разнообразие технических приемов, показатели надежности техники, целесообразная вариантность. Просмотр, видеозаписей игр и т.д.
<