СОДЕРЖАНИЕ
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Характеристика волейбола, его отличительные особенности
1.2 История волейбола
- ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
2.1 Примерные сенситивные (благоприятные) периоды развития двигательных качеств
3. ЗАДАЧИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА
4. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
5. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
5.1. Общефизическая подготовка
5.2.Специально-физическая подготовка
6. ТЕХНИКА ИГРЫ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
6.1 Стойки игрока
6.2 Перемещения
6.3. Исходные положения
6.4 Прием и передача мяча
7. ТАКТИКА ИГРЫ
7.1 Основы тактики
7.2. Средства тактики
8. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
9. ИНСТРУКТОРСКАЯ И СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА
10. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
11. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
12.ПРОВЕДЕНИЕ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
13.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММ
14. ЛИТЕРАТУРА
В основу учебной программы заложены нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ и основополагающие принципы спортивной подготовки юных спортсменов, результаты научных исследований и передовой спортивной практики. Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по волейболу составлена для МБУ ДО ДЮСШ «Юность» в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом «ДЮСШ» и примерной программой по волейболу для системы дополнительного образования детей: ДЮСШ, СДЮШОР, М.: Советский спорт,2006.-100с. Приказом Министерства спорта РФ от 27 декабря 2013 г. № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта». Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программа», постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".
В рабочей дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе по волейболу представлены основные разделы спортивной подготовки волейболистов СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА, изложенные на основе новейших данных в области теории физической культуры и спорта. Особое внимание уделяется планированию, построению и контролю процесса спортивной подготовки спортсменов.
Основополагающие принципы:
• Комплексность - предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля).
• Преемственность - определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствия его требованиям высшего спортивного мастерства, чтобы обеспечить в многолетнем учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей уровня физической и технико-тактической подготовленности.
• Вариативность - предусматривает, в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена, включение в тренировочный план разнообразного набора тренировочных средств и изменения нагрузок для решения одной или нескольких задач спортивной подготовки. Для более эффективной подготовки юных волейболистов, необходимо существенным образом перестроить весь учебно-тренировочный процесс в школе по следующим направлениям:
• повышение качества отбора детей с высоким уровнем развития способностей к волейболу и прохождения их через всю систему многолетней подготовки;
• усиление работы по овладению индивидуальной техникой и совершенствованию навыков выполнения технических приемов и их способов;
• повышение роли и объема тактической подготовки как важнейшего условия реализации индивидуального технического потенциала отдельных волейболистов и команды в целом в рамках избранных систем игры и групповой тактики в нападении и защите;
• осуществление на высоком уровне интегральной подготовки посредством органической взаимосвязи технической, тактической и физической подготовки, умелого построения учебных и контрольных игр с целью решения основных задач по видам подготовки;
• повышение эффективности системы оценки уровня спортивной подготовленности учащихся спортивных школ и качества работы как отдельных тренеров, так и спортивной школы в целом; основу этой оценки составляют прежде всего количественные показатели по видам подготовки, результаты участия в соревнованиях, включение в команды высокого класса. Выполнение задач, поставленных перед спортивными школами (отделениями) по волейболу, предусматривает: систематическое проведение практических и теоретических занятий; обязательное выполнение учебно-тренировочного плана, переводных контрольных нормативов; регулярное участие в соревнованиях и организации проведения контрольных игр, осуществление восстановительно-профилактических мероприятий; просмотр учебных фильмов, видеозаписей, соревнований квалифицированных волейболистов; прохождение инструкторской и судейской практики.
1.1 Характеристика волейбола, его отличительные особенности
По игровой сути волейбол следует отнести прежде всего к сфере спортивных игр. По игровой идее и характеру он принадлежит к разряду игр с отбиванием мяча и сопоставим с теннисом, бадминтоном и др. От перечисленных спортивных игр волейбол отличается тем, что он — коллективная «игра в летающий мяч» (как его называли первое время). В противоположность многим другим спортивным играм волейбол не обладает целевым центром (ворота, пометка или корзина). Можно отметить также другие отличительные особенности игры в волейбол.
В тактике игры (она существенно зависит от правил, определяющих форму и величину площадки, число игроков, количество возможных действий и порядок ведения счета) на первый взгляд можно установить относительно малый диапазон коллективных действий. Она обусловлена отсутствием возможностей, связанных с управлением мячом в играх с воротами, пометками и корзиной, а также количеством касаний мяча, не превышаемым играющей стороной трех раз. Тем большее значение приобретает индивидуальная тактика. Так же как во всех спортивных играх, тактика волейбола обладает известной тенденцией к специализации. По тактической функции и вытекающим отсюда различным тактическим и физическим предпосылкам различают три типа игроков: разыгрывающего игрока, основного нападающего и универсального игрока.
Одно из существенных преимуществ волейбола заключается в том, что правила запрещают твердое распределение игровых зон, и тем самым исключена возможность продолжительной специализации в роли нападающего и защитника. В связи с этим специализация касается, в сущности, лишь сферы нападения, в то время как все без исключения игроки одной команды обязаны быть полно-ценными защитниками.
Что касается техники игры, то по многообразию возможностей она равноценна технике любой другой спортивной игры. В волейболе техника игры приобретает даже ведущее значение, поскольку подвергается оценке со стороны судьи, и тем самым, как ни в какой другой спортивной игре, непосредственно влияет на результат.
При малых размерах площадки и ограничении касаний мяча (не более трех) выполнение всех технических элементов требует точности и целенаправленности движений. Точно так же характер игры формирует атлетические требования, предъявляемые к игроку. Малые размеры площадки по отношению к численности игроков (13,5 м 2 чисто игровой площади на одного игрока) требуют иных перемещений, чем это имеет место, например, при игре в ручной мяч, футбол, хоккей. Здесь эти действия заключаются во множестве молниеносных стартов из игровой зоны и дистанций пробежек от 3 до 15 м. Наряду с таким изменением игрового места волейболист совершает на протяжении игры (1,5—2,5 часа):
— примерно 100—200 прыжков с относительно короткого разбега и при максимальной высоте. При этом показатели абсолютной высоты прыжка достигают 90—105 см у мужчин и 70—80 см у женщин;
— большое число ударных движений с максимальным и точно дозированным расходом силы;
— игровые действия, связанные с быстротой реакции и движений (например, в момент приема нападающих ударов при скорости полета мяча свыше 100 км/час с расстояния от 5 до 8 м);
— игровые действия, связанные с чрезвычайной ловкостью при комбинациях на тесном пространстве, а также при падении на землю из всех положений.
Следует учитывать высокую нервную нагрузку, характерную для всех спортивных игр на игровой площадке. Если при игре на большом поле возможны периоды относительного отдыха для отдельных игроков и групп игроков, то волейбол требует от них сконцентрированности на протяжении всего времени игры (смена мяча каждые 2—4 сек. при игровых ходах в среднем 9, максимум 50 сек.).
Даже в сопоставлении с такой игрой «на выдержку нервов», как теннис, срав-нительный анализ «мертвого» игрового времени волейболиста обнаруживает в этом отношении примерно такие же требования к работоспособности. В технике игры ведущих команд мира в настоящее время едва ли можно установить существенную разницу. В целом она сводится к большему или меньшему совершенству отдельных элементов.
1.2 История волейбола
В 1895 г. в США преподаватель колледжа Вильяме Морган предложил разработанные им правила новой игры, которая была названа «волейбол». Вскоре после этого они были опубликованы. Первые правила по волейболу значительно отличались от тех, которыми пользуются в настоящее время. В частности, размеры площадки составляли 7,6Х 15,1 м, высота сетки — 198 см, вес мяча — 340 г, число игроков команды могло быть неограниченным.
Первый этап распространения волейбола относится к 1895— 1920 гг. В это время в США волейбол начинает демонстрироваться перед зрителями. Оттуда он попадает в страны Южной и Центральной Америки: на Кубу, в Пуэрто-Рико, Перу, Бразилию, Уругвай и Мексику. В начале 900-х годов с волейболом знакомятся в странах Азии (Японии, Китае) и несколько позднее (1914—1917 гг.) он начинает культивироваться на Европейском континенте.
После проведения в Бруклине в 1922 г. первых официальных соревнований по волейболу, собравших большое число зрителей, США выступили с ходатайством о включении этой игры в программу VIII Олимпийских игр. Однако предложение было отклонено из-за недостаточного числа участников.
С распространением игры в большинстве стран Европы, Америки и Азии совершенствуются и уточняются многие пункты правил: ограничивается число игроков команды до шести, увеличиваются размеры поля до 9,1Х18,2 м, уточняется высота сетки (243 см), разрешается только три удара по мячу. Счет начинают вести до 15 очков (с учетом перевеса в два очка при счете 14 :14).
С эволюцией правил постепенно развивается техника и тактика волейбола. Игра начинает проводиться в три касания с третьим завершающим ударом через сетку, который стал нападающим. Для противодействия нападающему удару появляется блокирование. Техника волейбола дифференцируется, она включает в себя такие элементы, как подача, передача, нападающие удары и блокирование. Возникают основы тактики игры, состоящие на первых порах в более слаженных действиях группы игроков и их равномерном расположении на площадке в момент подачи противника.
Позднее (1929—1936 гг.) техника игры приобретает более целесообразный характер: подача из средства введения мяча в игру применяется как средство нападения (сильная боковая подача), нападающие удары становятся более агрессивными и разнообразными, совершенствуются приемы-передачи, начинают применяться различные приемы мяча в бросках и падениях, появляется групповое блокирование.
В дальнейшем эволюция техники и тактики продолжается (1936—1939 гг.). Против группового блока применяются удары с края сетки («со столба»), появляется страховка блокирующих игроков для нейтрализации обманных ударов, многие волейболисты достигают виртуозности в приеме и передаче мяча. С введением правила, запрещающего удары игроков задней линии в зоне трехметровой отметки выше верхнего края сетки, игра приобретает все более коллективный характер с разграничением функций и обязанностей между игроками команды.
В 1934 г. предпринимается попытка создания первой международной комиссии по волейболу. В комиссию вошли представители 13 стран Европы, 5 стран Америки и 4 стран Азии. После второй мировой войны в 1947 г. в Париже создается Международная федерация волейбола (ФИВБ), которая вскоре проводит в Риме (1948 г.) первый чемпионат Европы среди мужских команд. Советские волейболисты в этом соревновании не участвовали; первое место в нем заняли волейболисты Чехословакии.
Первый чемпионат мира среди мужских команд и первенство Европы среди женщин проводились в Праге (1949 г.). Победителями этих состязаний стали советские волейболисты и волейболистки. Послевоенный этап развития волейбола характеризуется популяризацией игры во всем мире. ФИВБ проводит большое количество соревнований — первенства Европы и мира, розыгрыш Кубков европейских чемпионов. Немалый вклад в развитие волейбола в этот период вносят советские волейболисты, демонстрирующие передовую школу техники и тактики игры и передающие свой опыт многим командам Европы и Азии.
В 1964 г. волейбол впервые включается в программу Олимпийских игр в Токио.
- ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Многолетняя подготовка волейболиста строится на основе методических положений, которые и составляют комплекс задач, решаемых в учебно-тренировочном процессе. Для достижения высокого уровня требуется освоение определенных объемов тренировочных и соревновательных нагрузок. Необходимо так строить подготовку, чтобы сохранить равновесие между затратой и восстановлением энергоресурсов занимающихся. Для этого нужна рациональная структура учебно-тренировочного процесса и индивидуализация подхода к каждому игроку. Волейболиста - высокого класса можно подготовить только при комплексном решении задач обучения, тренировки и всестороннего физического развития. На спортивно-оздоровительном этапе эта проблема решается наиболее просто за счет комплексных занятий. Условия комплектования учебных групп и учебно-тренировочные и соревновательные режимы
Развитие различных сторон подготовленности юных спортсменов происходит неравномерно. В одном возрасте преобладает рост одних качеств, в другом - иных. Поэтому очень важно сохранить соразмерность развития основных физических качеств у юных спортсменов, что позволяет соотносить степень развития физических качеств в той мере, которая нужна для достижения успеха именно в волейтболе. Тренеру необходимы знания возрастных особенностей развития юных игроков и модельные характеристики волейболиста высокой квалификации.
Волейбол - командный вид спорта. Участие в соревнованиях помогает юным волейболистам совершенствоваться в мастерстве. Однако реализация физических качеств должна осуществляться в зависимости от возрастных особенностей. Это положение непосредственно связано с индивидуализацией подготовки юных игроков. В волейболе индивидуализация осуществляется по нескольким критериям: по возрасту, полу, игровому амплуа, антропометрическим признакам, биологическому созреванию. И нельзя требовать от детей больше, чем они могут выполнить на данном возрастном этапе. Особенно это касается соревновательной деятельности, которая строится на основе технического и тактического мастерства.
Необходимым условием совершенствования соревновательной деятельности юных волейболистов является использование спортивного инвентаря и оборудования, отвечающего его возрасту и физическому развитию. Это позволит вести совершенствование приемов и действий с первых шагов обучения в режиме, близком к
соревновательному.
Строить подготовку юных игроков необходимо с учетом неравномерного нарастания в процессе развития их физических способностей. В одном возрастном периоде прогрессирует сила, в другом - выносливость и т.д. Эти периоды наиболее благоприятны для совершенствования соответствующих двигательных качеств, и тренер должен способствовать их воспитанию, давая нагрузки специальной направленности.
Ниже представлены сенситивные (благоприятные) периоды развития двигательных качеств, общие для всех детей и подростков. Однако необходимо учитывать, что в волейбольные группы для перспективной подготовки к достижению высокого спортивного мастерства отбирают детей, имеющих определенные соматические и морфофункциональные особенности. Прежде всего, это высокорослые дети. Они отличаются от менее рослых и по темпам полового созревания, и по нарастанию физических способностей. Чаще всего такие дети опережают своих сверстников по соматическим показателям, а иногда и по физическим способностям.
Кроме того, у девочек и мальчиков, а тем более у юношей и девушек, имеются большие различия в становлении физических кондиций. Без учета этих особенностей невозможно рационально построить учебно-тренировочный процесс.
Юные волейболисты во всех возрастах значительно отличаются от юных волейболисток по скоростно-силовым показателям, особенно в метании мяча. Однако до 14 лет функциональные показатели у тех и других существенных различий не имеют. Различия нарастают с увеличением возраста в пользу юношей.
Рациональное увеличение тренировочных нагрузок является одним из основных условий роста тренированности. Но при этом уровень нагрузки должен соответствовать степени работоспособности спортсмена. Тренировочные нагрузки надо подбирать индивидуально и дифференцировать в группе волейболистов с учетом их состояния, уровня работоспособности на данном этапе. Необходимо стремиться к тому, чтобы интенсивность и объем упражнений возрастали по мере улучшения физической подготовленности юных спортсменов. Следует отдавать предпочтение упражнениям динамического характера и приучать занимающихся к различному темпу их выполнения.
2.1 Примерные сенситивные (благоприятные) периоды
развития двигательных качеств
Предлагая интенсивные упражнения, требующие значительного физического
напряжения спортсмена, нужно чаще изменять исходное положение, вовлекать в движение возможно больше групп мышц, чередовать напряжение с расслаблением, делать более частые паузы для отдыха, обращая внимание на дыхание (глубокое, ритмичное, без задержки).
Когда занимающиеся упражняются в технических приемах, можно значительно повысить физическую нагрузку (для развития специальной выносливости),
увеличивая количество повторений, повышая скорость выполнения приемов и усложняя перемещения игроков.
Если в программу занятий включены упражнения на быстроту и точность движений, то сначала следует выполнять упражнения, развивающие точность, затем быстроту в сочетании с точностью. Овладение тактикой игры успешно осуществляется только при условии параллельного формирования технических навыков и тактических умений. Нужно ставить перед юными спортсменами такие задачи, решение которых не затруднит усвоение техники.
Преждевременное разделение игроков по игровым функциям значительно сужает перспективы их дальнейшего совершенствования. На спортивно-оздоровительном этапе юные спортсмены должны научиться выполнять любые функции в команде.
Каждый занимающийся обязан научиться в равной степени точно передавать мяч, принимать мяч, подавать мяч стремительно атаковать. Только после того как юный волейболист овладеет этим комплексом навыков и умений и определятся его индивидуальные качества, можно переходить к специализации по амплуа. При подготовке особое внимание нужно уделять работе с высокорослыми юными волейболистами - юношами и девушками. Следует учитывать особенности девушек - их склонность к более выраженному приросту массы тела, быстрое ослабление внимания при физической нагрузке и недостаточный уровень физической работоспособности.
На протяжении всего периода обучения в спортивной школе волейболисты проходят несколько возрастных этапов, на каждом из которых предусматривается решение определенных задач. Общая направленность многолетней подготовки юных спортсменов от этапа к этапу следующая:
- постепенный переход от обучения приемам игры и тактическим действиям к их совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей,
- планомерное прибавление вариативности выполнения приемов игры и широты взаимодействий с партнерами,
- переход от общеподготовительных средств к наиболее специализированным для волейболиста,
увеличение собственно соревновательных упражнений в процессе подготовки,
- увеличение объема тренировочных нагрузок,
-повышение интенсивности занятий и, следовательно, использование восстановительных мероприятий для поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья юных волейболистов.
3. ЗАДАЧИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА
1.Привлечение максимально возможного количества детей и подростков к систематическим занятиям.