1.3. Структура системы многолетней подготовки (этапы, периоды), минимальный возраст занимающихся для зачисления на обучение и минимальное количество занимающихся в группах
Многолетняя подготовка занимающихся в организации является сложным многолетним процессом, рассчитанным на 10 лет работы, и предусматривает определенные требования к занимающимся видом спорта фитнес-аэробика в соответствии с этапами подготовки.
Этапы подготовки в фитнес-аэробики формируются в соответствии с федеральными государственными требованиями, с учетом требований федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта фитнес-аэробика, особенностей формирования групп и определения объема недельной тренировочной нагрузки занимающихся.
Организация тренировочных занятий по Программе осуществляется по следующим этапам (периодам) подготовки:
- этап начальной подготовка – до 3 лет;
- тренировочный этап (период базовой подготовки – этап начальной специализации) – до 2 лет;
- тренировочный этап (период спортивной специализации – этап углубленной специализации) – до 3 лет;
- этап совершенствования спортивного мастерства – до 2 лет.
На этап начальной подготовки зачисляются лица не моложе 7 лет, желающие заниматься видом спорта фитнес-аэробика. Эти занимающиеся не должны иметь медицинских противопоказаний для освоения программы, успешно сдать нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на данном этапе.
На тренировочный этап (этап спортивной специализации) зачисляются подростки не моложе 8 лет. Эти занимающиеся должны успешно сдать нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на данном этапе.
На этап совершенствования спортивного мастерства зачисляются занимающиеся не моложе 14 лет и старше. Эти занимающиеся должны иметь спортивное звание не ниже кандидата в мастера спорта, успешно сдать нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группу на данном этапе.
На этап совершенствования спортивного мастерства прием на обучение не проводится. На данном этапе продолжают обучение занимающиеся, зачисленные в организацию и прошедшие обучение на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации).
Главным отличием является возраст и подготовленность занимающихся, зачисленных на тот или иной этап подготовки.
При приеме в образовательную организацию дети проходят тестирование по показателям общей физической и специальной физической подготовленности.
Набор (индивидуальный отбор) занимающихся осуществляется ежегодно до начала учебного года.
Повышение уровня подготовки по виду спорта фитнес-аэробика в соответствии с определенными этапами предусмотрено нормативными требованиями. Требования к подготовленности занимающихся, формированию групп и определения объема недельной тренировочной нагрузки занимающихся с учетом этапов (периодов) подготовки (в академических часах) предоставлены в таблице № 2.
Прием в организацию осуществляется с 7 лет. При этом необходимо учитывать, что тренировочные нагрузки в течение дня в неделю не должны превышать допустимых норм.
Особенности формирования групп занимающихся с учетом этапов (периодов) подготовки представлены в таблице № 2.
Таблица № 2
Особенности формирования групп занимающиеся с учетом этапов (периодов) подготовки
Этап спортивной подготовки
|
Период
(продолжительность в годах)
|
Минимальный возраст для приема
|
Минимальная наполняемость группы (человек)
|
Оптимальный (рекомендуемый) количественный состав группы (человек)
|
Максимальный количественный состав группы (человек)
|
Этап начальной подготовки
|
До одного
года
(1-й год)
|
7
|
Устанавливается образовательной организацией
|
14-16
|
25
|
Свыше одного года
(2-й, 3-й год)
|
7
|
12-14
|
20
|
Тренировочный этап
(этап спортивной специализации)
|
Начальной специализации
(1-й, 2-й год)
|
10
|
Устанавливается образовательной организацией
|
10-12
|
14
|
Углубленной специализации
(3-й, 4-й, 5-й год)
|
10
|
8-10
|
12
|
Этап совершенствования спортивного мастерства
|
Совершенствование спортивного мастерства (1-й, 2-й год)
|
14
|
1
|
4-8
|
10
|
Примечание: При проведении занятий с занимающимися из различных групп максимальный количественный состав определяется по группе, имеющей меньший показатель в этой графе, например:
- при объединении в расписании занятий в одну группу занимающихся на этапе совершенствования спортивного мастерства и на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) максимальный количественный состав не может превышать 10 человек;
- при объединении в расписании занятий в одну группу занимающихся на тренировочном этапе (этапе углубленной спортивной специализации) и на этапе начальной подготовки максимальный количественный состав не может превышать 12 человек.
Для достижения основной цели подготовки занимающихся на каждом этапе необходимо обеспечить решение конкретных задач:
Этап начальной подготовки (до года, свыше года):
1. Укрепление здоровья и содействие гармоничному развитию функциональных систем организма занимающихся.
2. Формирование правильной осанки и аэробного стиля выполнения упражнений.
3. Разносторонняя общая физическая подготовка и начальное воздействие на развитие специальных физических качеств.
4. Специальная двигательная подготовка – развитие умений ощущать и дифференцировать различные параметры движений.
5. Начальная техническая подготовка – освоение подготовительных, подводящих и базовых элементов и шагов вида спорта фитнес-аэробика.
6. Начальная хореографическая подготовка – освоение простейших элементов классической, историко-бытовой и народной фитнес-аэробики.
7. Начальная музыкально-двигательная подготовка – игры и импровизация под музыку с использованием базовых элементов, шагов и стилей вида спорта фитнес-аэробика.
8. Воспитание интереса к регулярным занятиям видом спорта фитнес-аэробика, воспитание дисциплинированности, аккуратности и старательности.
Тренировочный этап (этап начальной спортивной специализации - до двух лет и этап углубленной спортивной специализации - свыше двух лет):
1. Укрепление здоровья и содействие гармоничному развитию функциональных систем организма занимающихся.
2. Формирование правильной осанки и аэробного стиля выполнения упражнений.
3. Углубленная и соразмерная специальная физическая подготовка.
4. Углубленная специально-двигательная подготовка (координация).
5. Направленное воздействие на повышение функциональных возможностей организма занимающихся – повышение объема тренировочных нагрузок.
6. Базовая техническая подготовка – освоение базовых элементов: двигательных действий с проявлением динамической и статической силы, поддержанием равновесия, гибкости, маховых движений, прыжков, скачков, поворотов.
7. Базовая хореографическая подготовка – освоение элементов различных стилей фитнес-аэробики и их простейших соединений.
8. Формирование умения понимать музыку, разбираться в средствах музыкальной выразительности и согласовывать свои движения с музыкой.
9. Базовая психологическая подготовка и воспитательная работа.
10. Начальная теоретическая подготовка.
11. Регулярное участие в соревнованиях.
Этап совершенствования спортивного мастерства:
1. Совершенствование специальной физической подготовленности, особенно активной гибкости и скоростно-силовых качеств.
2. Достижение высокого уровня подготовленности функциональных систем организма юных занимающихся за счет планомерного освоения возрастающих тренировочных нагрузок, в том числе - превосходящих соревновательные.
3. Совершенствование базовой технической подготовленности – повышение надежности (стабильности) выполнения базовых элементов.
4. Совершенствование хореографической подготовленности – повышение качества исполнения всех форм в усложняющихся соединениях.
5. Освоение сложных в координационном отношении движений, моделирование и освоение наиболее перспективных элементов.
6. Совершенствование музыкально-двигательной подготовленности, поиск индивидуального стиля; развитие творческих способностей.
7. Совершенствование базовой психологической подготовки, приобретение опыта формирования состояния боевой готовности к соревнованиям,
самонастройки, саморегуляции, сосредоточения и мобилизации.
8. Углубленная теоретическая и тактическая подготовка.
2. Учебный план
-
- Продолжительность и объемы реализации программы
по предметным областям
Программа по виду спорта плавание содержит следующие предметные области:
- теория и методика физической культуры и спорта (теоретическая подготовка);
- общая и специальная физическая подготовка;
- избранный вид спорта;
- хореография и (или) акробатика;
- самостоятельная работа.
В процессе реализации Программы предусмотрены следующие соотношения объемов обучения по предметным областям по отношению к общему объему учебного плана:
- оптимальный объем тренировочной и соревновательной деятельности занимающихся (в объеме от 60% до 90% от аналогичных показателей, устанавливаемых федеральными стандартами спортивной подготовки по виду спорта фитнес-аэробика) (таблица № 3);
- теоретическая подготовка в объеме от 5% до 10% от общего объема учебного плана;
- общая и специальная физическая подготовка в объеме от 15% до 25% от общего объема учебного плана;
- избранный вид спорта в объеме не менее 45% от общего объема учебного плана;
- хореография и (или) акробатика в объеме от 20% до 25% от общего объема учебного плана;
- самостоятельная работа занимающихся в пределах до 10% от общего объема учебного плана.
Определение объемов тренировочной нагрузки и объемов реализации программы по предметным областям по виду спорта фитнес-аэробика представлены в таблице № 3.
Объемы тренировочной нагрузки с учетом этапов (периодов) подготовки по виду спорта фитнес-аэробика представлены в таблице № 4.
|